Рекомендации по выбору фруктов и овощей в летний период

 

Государственное регулирование реализации овощей и фруктов осуществляется следующими документами:
- технические регламенты Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Правила продажи товаров по договору розничной купли продажи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2463;
- СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 №36).
Согласно требованиям санитарных правил СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» в торговых объектах должны быть обеспечены условия для хранения овощей и корнеплодов, установленные производителями продукции (п.7.14). Не допускаются для реализации населению пищевая продукция без товаросопроводительных документов, не соответствующая органолептическим показателям, с истекшими сроками годности, без маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов, позеленевшие клубни картофеля (п.8.11). Организациях торговли допускается продажа овощей и фруктов, бахчевых культур с лотков, тележек и на открытых, специально оборудованных для этих целей площадках. Не допускается хранение плодов бахчевых культур непосредственно на земле (п.8.13), продажа бахчевых культур частями и с надрезами (п.9.5).
Покупая овощи и фрукты, потребителям необходимо обращать внимание не только на внешний вид и цену, но и на маркировку, нанесенную на упаковку, этикетку или листок-вкладыш. Информация должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной, представлена на русском языке. Маркировка упакованной плодоовощной продукции должна содержать следующие сведения: наименование, количество, дата изготовления (год урожая или год сбора), срок годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя и(или) уполномоченного изготовителем лица и(или) импортера, рекомендации и (или) ограничения по использованию, сведения о наличии компонентов, полученных с применением генно - модифицированных организмов, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза (п.4.1 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»).Также должна быть указана информация о применении пестицидов при выращивании соответствующих растений, фумигации производственных помещений и тары для хранения этого сырья в целях защиты его от вредителей и болезней сельскохозяйственных растений (пункт 2, ст.13 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»).
В случае осуществления продавцом предпродажного фасования и упаковки продовольственных товаров, цена которых определяется на основании установленной продавцом цены за вес (массу нетто) товара, на расфасованном товаре указывается его наименование, вес (масса нетто), цена за единицу измерения товара или вес (масса нетто) товара, цена отвеса, дата фасования и срок годности. (п.35 Правил продажи товаров по договору розничной купли продажи).
Плодоовощная продукция должна сопровождаться декларацией о соответствии и товаросопроводительной документацией (п.1, ст.23 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Чтобы убедиться в безопасности продукции, потребитель вправе потребовать продавца ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию сведения об обязательном подтверждении соответствия (сведения о декларации о соответствии с указанием органа, выдавшего документ, его номера и срока действия).
Для того, чтобы быть уверенными в происхождении и качестве приобретаемых овощей и фруктов и не стать обманутыми недобросовестными продавцами, предлагаем потребителям следовать несложным правилам при покупке плодоовощной продукции:
• отдавайте предпочтение приобретению сезонных овощей и фруктов, в ранних велика вероятность повышенного содержания нитратов;
• особое внимание обращайте на места покупки сельхозпродукции. Рекомендуется приобретать овощи, фрукты, бахчевые в специализированных местах торговли: сельскохозяйственных рынках, магазинах, павильонах, где реализуются товары, прошедшие санитарно-ветеринарную экспертизу в лабораториях, подведомственных органам ветеринарного надзора, что гарантирует безопасность сельскохозяйственной продукции;
• не стоит приобретать продукты в местах несанкционированной торговли, вдоль трасс, на стихийных рынках. Употребление такой продукции может привести к причинению вреда жизни и здоровью, возникновению и распространению инфекционных заболеваний;
• при покупке продукции обращайте внимание на санитарно-техническое и гигиеническое состояние торговой точки, условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом.
Также при выборе овощей и фруктов необходимо учитывать следующие моменты:
• при покупке томатов на веточке нужно обратить внимание на саму ветку, если она упругая, свежая, имеет однотонный зеленый цвет, значит, томаты были сорваны не так давно, и они свежие. А если ветка высохшая, неровная, то плоды несвежие;
• приобретая картофель, обратите внимание на цвет клубней. Не следует делать покупку, если плоды имеют зеленые пятна. Они появляются при неправильном хранении, если картофель в течение долгого времени пролежал под солнцем. Из-за этого в нем образуется опасное для здоровья вещество соланин;
• при выборе моркови обратите внимание на ее цвет. Он должен быть однородным, без желтых и зеленых вкраплений;
• если вам предстоит покупка яблок, обратите внимание на их кожуру. Если она скользкая и липкая, значит, фрукт обрабатывался дифенилом (пищевой консервант). Удалить его водой невозможно. Поэтому лучше вымыть яблоки с мылом, тщательно промыть их водой, чтобы удалить остатки мыла. Можно удалить с такого яблока кожуру;
• при выборе ягод обратите внимание, что спелые, качественные плоды должны быть сухие, без признаков гниения, однородного насыщенного цвета с гладкой неповрежденной поверхностью и ярким запахом. Признаки ягод, в том числе клубники, от употребления которых стоит воздержаться: ягоды влажные, на поверхности есть пятна, отсутствует аромат, мягкие ягоды (быстро испортятся, возможно, процесс гниения уже начался), листики «чашечки» сухие, пожелтевшие, либо - отсутствуют (такие ягоды были собраны давно, либо неправильно), окраска не однородная, есть зеленоватые пятна, кончик ягод белый (признаки неполной зрелости).
Обязательным является тщательная обработка свежих овощей, фруктов и зелени.
• при обработке белокочанной капусты перед промыванием необходимо обязательно удалить верхний слой листьев;
• при обработке цветной капусты необходимо разделить ее на соцветия и удалить потемневшие участки;
• сырые овощи и зелень, предназначенные для использования без последующей термической обработки, следует тщательно промыть проточной водой и выдержать в 3% растворе уксусной кислоты или 10% растворе поваренной соли в течение 10 минут с последующим ополаскиванием проточной водой и просушиванием;
• если вы купили «пупырчатые» огурцы и другие овощи или фрукты с рельефной кожурой, то их советуют мыть под струей воды с помощью кухонной щеточки;
• ягоды рекомендуется мыть с использованием сита или других подобных средств с выкладкой в один слой под проточной водой в течение 5 минут;
• корнеплоды, которые покрыты землей (картофель, редис, морковь, свекла и др.), вначале нужно немного подержать в тёплой воде, чтобы отстали частички земли, а затем тщательно очистить щёточкой, губкой под проточной водой.
• не стоит пренебрегать промыванием фруктов и плодов, которые вы потом будете очищать – мандарины, апельсины, лимоны, бананы, гранаты, арбузы и дыни нужно также мыть тёплой водой при помощи щётки.

Важно знать! С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного
пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В обновленном документе сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов относительно доведения информации о товаре, выдачи (направления в электронном виде) кассового или товарного чека, контрольного взвешивания или измерения товаров, отпускаемых за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), размещение текста Правил в наглядной и доступной форме по месту обслуживания потребителей.
При этом новые Правила содержат и ряд полезных новелл. Так, в Правилах появилась прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований (пункт 5 Правил). Непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Таким образом любой потребитель, ссылаясь на данную норму (пункт 2 Правил), вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.
В случае продажи недоброкачественной плодоовощной продукции работники предприятия торговли согласно статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 обязаны по требованию покупателя безоговорочно обменять их на доброкачественные или возвратить деньги. При покупке товара ненадлежащего качества потребитель вправе обратиться с претензией в адрес магазина с одним из указанных требований. Если не сохранился кассовый чек, то для того, чтобы осуществить возврат испорченных продуктов в магазин достаточно будет свидетельских показаний. Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав

В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.

ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54