Рекомендации для потребителей медицинских услуг

Медицинская деятельность предусматри­вает оказание услуг по:

  1. доврачебной,
  2. амбулаторно-поликлинической,
  3. стационарной,
  4. высокотехнологичной,
  5. скорой и
  6. санаторно-курортной медицинской помо­щи.

Медицинские учреждения обязаны обеспе­чить граждан бесплатной, доступной и досто­верной информацией, включающей в себя:

  1. сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации);
  2. режиме работы;
  3. перечне платных медицинских услуг с ука­занием их стоимости,
  4. об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для от­дельных категорий граждан;
  5. сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Платные медицинские услуги населению осу­ществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организаци­ями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Деятельность по оказанию платной медицин­ской помощи Российское законодательство отно­сит к предпринимательской деятельности, осу­ществляемой под публичным контролем.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым ре­гламентируются:

  1. условия и сроки получения платных меди­цинских услуг;
  2. порядок расчетов;
  3. права и обязанности сторон;
  4. ответственность сторон.

С учетом требований ст. 161 ГК РФ такой дого­вор с потребителем заключается в простой пись­менной форме.

Стороны договора - медицинская органи­зация (или индивидуальный предприниматель) и пациент.

Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреж­дении. При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреж­дения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном законом порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кас­совый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денежных средств.

Основные права потребителя при ока­зании медицинских услуг

При обращении за медицинской помощью и ее получении потребитель имеет право на:

  1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персо­нала;
  2. обследование, лечение и содержа­ние в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям;
  3. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  4. облегчение боли, связанной с заболева­нием и (или) медицинским вмешательством, до­ступными способами и средствами;
  5. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоя­нии здоровья, диагнозе и иных сведений, полу­ченных при его обследовании и лечении;
  6. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  7. отказ от медицинского вмешательства;
  8. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а так­же на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  9. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  10. допуск к нему адвоката или иного законно­го представителя для защиты его прав;
  11. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного поме­щения, если это не нарушает внутренний распо­рядок больничного учреждения.
  12. отказаться от медицинского вмешатель­ства или потребовать его прекращения, за ис­ключением случаев, предусмотренных законом.

При отказе от медицинского вмешательства потребителю или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъ­яснены возможные последствия. Отказ от меди­цинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицин­ской документации и подписывается потребите­лем либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбо­ру:

  1. безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  2. соответствующего уменьшения цены ока­занной услуги;
  3. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги свои­ми силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о повторном оказании услуги не освобождает ис­полнителя от ответственности в форме неустой­ки за нарушение срока окончания оказания услу­ги.

Потребитель вправе отказаться от исполне­ния договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установ­ленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены суще­ственные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также пол­ного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Требования потребителей распространяются и на услуги, предоставляемые по полису ОМС.

Как правильно действовать потребителю в случае обнаружения недостатков оказанной услуги, либо в случае нарушения медицин­ским учреждением сроков оказания услуг?

Необходимо обратиться к исполнителю услуг (медицинское учреждение) с письменной претен­зией, составленной в двух экземплярах, и предъ­явить одно из требований, предусмотренных За­коном РФ «О защите прав потребителей». Потре­битель должен получить подтверждение о вруче­нии претензии исполнителю услуг (подпись на за­явлении, либо уведомление о вручении претен­зии). Претензии к качеству оказания медицин­ских услуг, а также нарушения сроков их оказа­ния подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензии.

В случае неудовлетворения требований, по­требитель может обратиться в суд.