Соблюдение законных требований предприятиями дезинфекционного профиля

Соблюдение законных требований предприятиями дезинфекционного профиля

Некоторые аспекты соблюдения  законных требований предприятиями дезинфекционного профиля, при осуществлении дезинфекционной деятельности.

В июне 2012 г., вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.04.12. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).  [3]    

Данным документом определяется  порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, и содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Утверждено положение о лицензировании медицинской деятельности, в число которых включена дезинфектология.

Среди лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, кроме зданий и соответствующего оборудования, предъявляются требования к специалистам, ответственным за осуществление медицинской деятельности, а также индивидуальным предпринимателям. А именно, специальное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским профессиональным образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) и стажа работа по специальности не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования) и 5 лет (при наличии высшего медицинского образования).

Наверняка  введение лицензирования наведет порядок на рынке дезинфекционных услуг. Но давайте обратим внимание на то, что происходит  на сегодняшний день.

 Мною,  в период с ноября 2011 г по ноябрь 2012 г., было проведено маркетинговое исследование рынка дезинфекционных услуг на  территории г. Владивостока и Приморского края. В данной статье использованы данные из открытых источников, и статистических  отчетных форм (Ф-27).[12] Я хочу привести только общие тенденции и обратить внимание коллег на сложившуюся ситуацию.                  

В настоящее время, на территории Приморского края, по данным информационных порталов 063, 516-516, справочной службы 09, [13]проводят дезинфекционные работы 55 предприятий дезинфекционного профиля. Среди  всех предприятий  4 (7,3%) являются бюджетными учреждениями здравоохранения,  1 (1,8 %) автономные не коммерческие учреждения,  1 (1,8 %)  открытое акционерное общество, 1 (1,8 %), закрытое акционерное общество,   остальные 48 (87,3 %) общества с ограниченной ответственностью. На территории края работает 1 предприятие, зарегистрированные  в г. Самара  и 2 предприятия, зарегистрированные  в г. Хабаровске.

            Напомню, что в  2006 г.,  было отменено   лицензирование дезинфекционной деятельности (постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 «Об организации лицензирования  отдельных видов деятельности. В 2007 г,[4]  было отменено  получение санитарно- гигиенического  заключения на право проведения  данных работ. Однако, санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению данной деятельности остались. Они регламентируются следующими документами:

Санитарно-эпидемиологические правила  СП 3.5.3.1129-02 "3.5.3.

  • Дератизация Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".[6]
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно
    -эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" [7]
  • Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 «Дезинфектология.
    Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной  деятельности».[8]
  • Все указанные выше санитарные правила, обязательны для исполнения предприятиями любой формы собственности ст.ст.1.1 [6], 1.3 [7],  1.3 [8].



     Дезинфекционные работы  сопряжены с вредностью для здоровья работающих, в  отношении лиц занимающихся дезинфекционной  деятельностью, существуют строгие требования к организации и проведению  периодических медицинских осмотров. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития  от 12 апреля 2011 г. N 302н  «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов  и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах  с вредными  и (или) опасными  условиями труда».[10] Кроме того, положены дополнительные отпуска и выдача молока за вредные условия работы.

Помимо опасности здоровью самих работающих, данная деятельность потенциально опасна для населения. При этом сами дезинфекционные  мероприятия должны быть безопасны для человека, домашних животных и окружающей среды.

В случае применения любых дезинфекционных средств необходимо опираться на положения Федерального закона № 109  «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (от  24 июня 1997 г) [1], который в частности гласит: «Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования» (статья 22).

Недопустимо  и  опасно проводить  дезинфекционные работы  персоналом, не имеющим специальной подготовки, СП 3.5.1378-03 [8], п.2.20, предъявляют требования к  профессиональной подготовке лиц, занимающихся дезинфекционной деятельностью. Необходимы специальные знания и профессиональные навыки, для самостоятельного осуществления дезинфекционной деятельности.

            К сожалению, руководителями  большинства предприятий дезинфекционного профиля и частными предпринимателями, требования  санитарных правил не выполняются, что, несомненно, создает угрозу как для жизни работающих в этих предприятиях, так и для  их клиентов, жителей города и края и их детей.  Многие из предприятий, активно работающие на рынке дезинфекционных услуг,  не имеют в своем составе подготовленных специалистов (по данным из отчета  Ф-27 [12] – ежегодный отчет об объемах дезинфекционных работ):

1. На 16% коммерческих предприятий,  оказывающих дезинфекционные услуги   100%   работников  не имеют подготовки.

2. На 19% коммерческих предприятий,  оказывающих дезинфекционные  услуги, имеют  подготовку 33,3 %  работников.

            Информация эта далеко не исчерпывающая. Из 48 частных компаний годовые статистические сведения о дезинфекционной работе по форме № 27 [12], подали в 2011 году только  12 (25 %), остальные игнорируют требования по  предоставлению статистических отчетных форм. И судить об  их деятельности не представляется возможным. Не предоставление информации является административным правонарушением, предусмотренным ст 13.19 КоАП РФ [5]

Большое значение  в организации и проведении дезинфекционных работ имеет  соблюдение норм закладок  приманки  и  концентрации  препаратов, несоблюдение которых влечет за собой развитие резистентности, и в дальнейшем осложняет проведение дезинфекционных мероприятий  и ухудшает эпидемическую ситуацию  на территории Приморского края.  

Судить о том, что нарушаются нормы закладки и использования дезинфекционных средств, мы можем, учитывая открытые данные о стоимости  и кратности дезинфекционных работ  по заключенным договорам. Вполне допускаю, что каждое предприятие имеет свои коммерческие  механизмы, в осуществлении основной деятельности, однако, часто наблюдаются явные противоречия: при больших объемах дезинфекционных работ, очень низкая стоимость этих работ.

Рассмотрим в качестве примера, договор между  одним из ООО «N» и одним из Департаментов Приморского края. Стоимость работ на 1 кв.метре, по договору, по информации Департамента, составляет 35 копеек.  Норма  расхода  препарата используемого для проведения работ, (парафинированные брикеты),  составляет от 5 до 20 гр. на 1 кв. метр. В среднем  12.5 гр. на 1 кв.м. Стоимость 1 кг.   приманки составляет в г. Владивостоке 170-180 рублей (175 в среднем) Считаем , что 1 грамм стоит 17,5 копеек. При среднем расходе стоимость приманки  для обработки 1 кв.м, составит   более 2 руб., при минимальном расходе  в 5 грамм стоимость приманки  составит  87,5  копеек. Если учитывать, что любое коммерческое предприятие  создано для получения прибыли не совсем понятно, каким образом, соблюдая все необходимые нормы расходования препарата, исполнитель выходит на стоимость работ в 35 копеек за 1 кв. метр.

Норма расхода препарата (гр/кв.м) *

Стоимость  препарата       (руб.)**

Стоимость препарата для обработки 1 кв.м  (руб)

 

Миним.

Средняя

Максим

1 кг.

 1 гр

Миним.

Средняя

Максим.

5,0

12,5

20,0

 175.00

0.175

0,875

2,18

3,50

                 

    * Норма расхода определена в соответствии с Методическими указаниями по применению.

    **  Стоимость согласно  прейскуранта  http://www.frdez.ru/price.php.

Вполне допускаем, что  истребительные мероприятия будут проводиться не на всей территории, однако проведение контрольных мероприятий также требует определенных  материальных затрат.

 По всей видимости, исполнитель вводит заказчика в заблуждение относительно «количества товара» - того, сколько препарата ООО «N»  использует для проведения данных работ. Этим же предприятием, на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение (СП 3.5.3.1129-02 [6] п.2.4.) , работа проводится  не ежемесячно,  а один раз в квартал.

Хочется обратить ваше внимание на  ставшую стандартной ситуацию, когда  цена открытого электронного аукциона  буквально «обрушивается» участниками торгов на 50 – 70%.  Рассмотрим итоги  некоторых  электронных  аукционов:

1.Аукцион № 0320100030812000019 оказание услуг по проведению дезинсекции на объектах Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС).

2.Аукцион № 0120300018912000045 оказание услуг по дератизации и акарицидной обработке территории Владивостокского городского округа в рамках благоустройства.

Аукцион № 1: Начальная (максимальная) цена контракта: 816 383.04 руб.

Участник  под №1, внес  минимальные предложения о цене контракта, а размере 245 918.08 руб.

Стоимость работ по данному аукциону  снижена  почти на 70%. У  контингента, профессионально занимающегося дезинфекционной деятельностью, результаты такого аукциона вызывают недоумение. Чем будут проводиться работы в образовательном учреждении? Пункт 5.10.  СанПиН 3.5.2.1376-03 [7]  разрешает использование инсектицидов II и III класса опасности только обученным персоналом в средствах защиты, в отсутствии людей с обязательной регламентацией условий применения. Цена, по всей видимости,  подразумевает использование наиболее дешевых  инсектицидов (II и III класса опасности). К обработке до  конца 2012 г. заявлена площадь 510239,4 кв. метров. Расход препарата составляет от 50 до 100 мл на 1 кв. метр, (в среднем  75 мл)., всего  38268,0 л. Однако это расход по площади пола,  лица, занимающиеся дезинсекцией профессионально применяют повышающий коэффициент, учитывающий, то, что обрабатывается не только поверхность пола, но и мебель и стены помещения. Он увеличивает расход препарата в 1,5 раза  до 57402,0  литров.

            В таблице представлены  наиболее дешевые инсектициды (в порядке возрастания цены), и  себестоимость препаратов в соответствии с существующими нормами расходов.

№ п/п

Наименование

стоимость 1 л готового р-ра для обработки (руб.)

стоимость   препарата  для выполнения  работ по контракту (руб.)

 
 

1

Юракс

3,5

200907

 

2

Цифокс

5,5

315711

 

3

Цирадон

5,86

336375,72

 

Себестоимость только препарата (с учетом стоимости его на оптовом рынке, и доставки до Владивостока) практически   равняется стоимости работ. Видимо и здесь идет речь о нарушении требований ст. 14 п.2, ФЗ 135 «О защите конкуренции» [2].

Заявленная по итогам аукциона стоимость  работ в 245 918руб.08 коп., минус 200907руб. 00 коп. себестоимости препарата,  остается  45 011,08 на все налоги, рентабельность,  все виды амортизации, накладные расходы, развитие производства, и видимо, на зарплату сотрудникам в течение всего 2012 года (срок контракта).

            Аукцион № 2 : Начальная (максимальная) цена контракта: 4 965 090,00 руб.

Участник  под № 6, внес  минимальные предложения о цене контракта, а размере 780 061.95 руб. Стоимость работ по данному аукциону  снижена  на 84%.

Аукцион подразумевает проведение дератизации и дезинсекции на площади в 2 482 545,00 кв.м. в два периода, на  68 разных объектах. Итого 4 965 090,00 кв. м.  или 496,509 га. Для расчета стоимости работ,  используем  цену самых дешевых дезинфектантов..

Для акарицидной обработки: Альфатрин СП (НКФ«РЭТ»Москва, Россия),  стоимость на рынке Владивостока 750 руб. за 1 кг., норма расхода 0,4-1,0 кг, в среднем  0,7 кг.

Норма расхода препарата (гр/кв.м) *

Стоимость  препарата       (руб.)**

Стоимость препарата для обработки 1 га.  (руб)

 Итого стоимость для выполнения контракта (руб.)

Миним.

Средняя

Максим

1 кг.

Миним.

Средняя

Максим.

Миним.

Средняя

Максим.

0,4

0,7

1.0

 750,00

300,00

525,00

750,00

148952,70

260667,00

372381,75

* Норма расхода определена в соответствии с Методическими указаниями по применению.

**  Стоимость согласно  прейскуранта  http://www.frdez.ru/price.php

Для дератизации: Абсолон зерно (НПО«Гарант»Самара.Россия) площади те-же. Стоимость на рынке Владивостока 65 руб. за 1 кг., норма расхода  2,0 кг/га. Итого 933 кг приманки. (ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» к примеру, для таких работ использует парафинированные брикеты по 175 руб. за 1 кг Х 933 кг =  163275 руб.)

Норма расхода препарата (кг/га) *

Стоимость препа рата       (руб.)**

Стоимость препарата для обработки 1 га.  (руб)

 Стоимость для выпол нения контракта (руб.)

2,0

65

130

64546,17

* Норма расхода определена в соответствии с Методическими указаниями  3.5.3. Дератизация. Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте)

**  Стоимость согласно  прейскуранта  http://www.frdez.ru/price.php

Итого стоимость только препаратов для обработки составляет от 325213 руб. до 436928 руб. Необходимо учесть  затраты на проведение обследования территории до и после обработки, налоги, рентабельность,  все виды амортизации, накладные расходы, развитие производства, зарплату сотрудникам транспортные расходы.

Весьма тревожным фактом являются грубые нарушения «Единых ведомственных норм обслуживания и  выработки на работы по профилактической дезинфекции.населенных пунктов городской и сельской местности» - Приложение № 3 к приказу  МЗ СССР № 1156 от 28.10.1987 г [11].

            Так, по данным отчетов по Ф-27 [12]  представленных  в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», часть предприятий выполняет объемы работ, не  соответствующие их  штатной численности.

            Одно из ООО по итогам отчета по на балансе  имеет   для работ по дератизации 878  объектов, общей площадью 1570000 кв.м, средняя площадь объекта  1788 кв.м.  кратность, по данным отчета  - 4.3 раза в год.

Норма обслуживания в данном случае, для работ по дератизации   101000 кв.м, с учетом кратности (поправочный коэффициент 5,1) составляет 515100 кв.м в год.

При продолжительности рабочей смены в 6 часов (6-дневная рабочая неделя), с учетом средней величины объекта,  норма выработки для дезинфектора в данном  ООО составляет 7900 кв.м в день, или 9500 кв.м , при 5 дневной рабочей неделе.

Для работ по дезинсекции 599 объектов, площадью  570000 кв.м.,  средняя площадьобъекта 951,5 кв.м. Работы проводились однократно.

Норма обслуживания в данном случае, для работ по дезинсекции17600 кв.м. (с учетом кратности – коэффициент 21.6) 380160 кв.м в год.

При продолжительности рабочей смены в 6 часов (6-дневная рабочая неделя), с учетом средней величины объекта,  норма выработки для дезинфектора в данном ООО составляет 1500 кв.м в день.

Для работ по дезинфекции 44 объекта, площадью  1000 кв.м.,  средняя площадьобъекта 30 кв.м.

Норма обслуживания в данном случае, для работ по дезинсекции 17700 кв.м. в год

При продолжительности рабочей смены в 6 часов (6-дневная рабочая неделя), с учетом средней величины объекта,  норма выработки для дезинфектора в данном ООО составляет 1300 кв.м в день.

            При выполнении дезинфектором  разных видов работ, норма  нагрузки, не может превышать  1.

Дезинфекция объем работ:      2000 кв.м

Дезинсекция объем работ:   570000 кв.м

Дератизация объем работ: 6770000 кв.м.

            В штате компании  3 человека (по данным раздела 12 Ф27 ).

Работы проводят 2 дезинфектора., поэтому все  полученные цифры делим на 2.

Дезинфекция объем работ:       1000 кв.м

Дезинсекция объем работ:   285000 кв.м

Дератизация объем работ: 3385000 кв.м.

Рассчитаем нагрузку на дезинфектора по формуле:

                   Q1    Q2          Qn

                   --- + --- + ... + --- = 1, (не может быть больше  1)

                   Ho1   Ho2         Hon

где Q1; Q2;...Qn - объем отдельных видов работ по профилактической

                   дезинфекции (в      физическом      измерении),

                   подлежащих выполнению  одним  дезинфектором в год.

                

Ho1; Ho2; ...Hon - нормы  обслуживания   на  соответствующие  видыдезработ;

                 1000         285000     3385000

                 --- ---  + ---------- + -----------   = 0,056 + 0,75 + 6,57 = 7,34

                17700       380160      515100

Остальные показатели нормы загрузки считать   не имеет  смысла. Нагрузка на дезинфектора в 7 раз больше нормативной.   Объем работ, выполняемый  компанией должны выполнять  порядка семи  дезинфекторов.

Можно посчитать объем работ только по дератизации (преобладающие объемы работ).  Всего на ООО приходится  6770000 кв.м., или по  3385000 кв.м. на 1 человека.  При установленной Трудовым кодексом продолжительности  рабочей недели – 5 дней, в  2011 году  было 259 рабочих дней, нагрузка в день на дезинфектора  составляет: 3385000:259 = 13069 кв.м.  в день!!! При нормативе  не более 9500 кв.м., (превышение установленной нормы выработки на 37 %), что опять  указывает на то, что  в данном ООО нарушается трудовое законодательство.

Участники  рынка должны находиться в равных  конкурентных условиях. Часть предприятий дезинфекционного профиля выполняет все требования законодательства в отношении  производственного контроля,  организации  медицинских осмотров контингента и организации безопасных условий труда, часть игнорирует эти требования полностью. Так, по данным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и   благополучия человека  по  Приморскому  краю в 2011 году согласовали  поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, и  перечень  контингента лиц, подлежащих предварительным  и периодическим медицинским осмотрам из числа коммерческих предприятий дезинфекционного профиля  только 2 предприятия из  12 коммерческих, отчитавшихся за свою деятельность  по итогам года.

Эти же 2 предприятия  заказывали в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» лабораторные исследования, предусмотренные  требованиями 4.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 [7]  Это влечет за собой  довольно значительные расходы, на организацию осмотров, проведение лабораторных исследований, что в конечном итоге отражается на стоимости «конечной продукции».

Выводы: К сожалению, на территории Приморского края рядом коммерческих предприятий не выполняется ряд законных требований предъявляемых к организации и проведению дезинфекционных работ, регламентированных руководящими документами.  Имеет место проведение работ неподготовленным, не обученным персоналом, организация работы  некоторых предприятий  осуществляется с грубыми нарушениями санитарных норм и трудового права. Не редки случаи  откровенного обмана и введения в заблуждение  заказчиков  дезинфекционных услуг предприятиями – подрядчиками.

   

Бескровный О.Ю.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»

Список литературы:

  1. ФЗ № 109  «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (от  24 июня 1997 г) [1]
  1. ФЗ 135 «О защите конкуренции».(от 26 июля 2006 г [2]
  1. Постановление Правительства РФ от 16.04.12. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») [3]
  1. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 «Об организации лицензирования  отдельных видов деятельности».  [4]
  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях .от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001 [5]
  1. Санитарно-эпидемиологические правила  СП 3.5.3.1129-02 "3.5.3. Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации". [6]
  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.5.2.1376-03"Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" [7]
  1. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 «Дезинфектология. Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной  деятельности» [8]
  1. Методические указания 3.5.3. Дератизация. Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте.[9]
  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития  от 12 апреля 2011 г. N 302н  «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов  и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах  с вредными  и (или) опасными  условиями труда». [10]
  1. Приказ МЗ СССР № 1156 от 28.10.1987 г. Приложение № 3  «Единые ведомственные нормы обслуживания и  выработки на работы по профилактической дезинфекции населенных пунктов городской и сельской местности».[11]
  1. Годовые статистические сведения о дезинфекционной работе по форме № 27 за 2012 г. [12]
  1. Данные информационных порталов 063, 516-516, справочной службы 09 [13]

Резюме:

В статье затронуты аспекты оказания дезинфекционных услуг предприятиями дезинфекционного профиля на территории Приморского края.  В процессе оказания дезинфекционных услуг не соблюдаются  требования руководящих документов пол организации данного вида деятельности. Услуги оказываются  сотрудниками дезинфекционных предприятий, не имеющими подготовки по  специальности.  Предприятия   вводят в заблуждение клиентов относительно количества и качества услуг. Дезинфекционными предприятиями нарушаются  безопасные условия труда.

Resume:

In article aspects of rendering of disinfection services by the enterprises of a disinfection profile in the territory of Primorsky Krai are mentioned. In the course of rendering of disinfection services requirements of leading documents a floor of the organization of this kind of activity aren't observed. Services appear the staff of the disinfection enterprises who do not have preparations in the specialty. The enterprises mislead clients concerning quantity and quality of services. The disinfection enterprises break safe working conditions.

Бескровный Олег Юрьевич

Начальник отдела обеспечения и развития государственных и иных услуг

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»

Тел/факс: 8(423)265-08-57

Моб.тел: +7914-791-28-41.

e-mail: opd@fguzpk>.ru

Вопросы и ответы

Контакты

Общество гигиенистов и санитарных врачей

Сведения об образовательной организации

Информационные ресурсы

Информационные материалы

ДВМРЦРБ (Межрегиональный центр радиационной безопасности)

Орган инспекции

Противодействие коррупции

О центре

Документы

Отделы

Филиалы Центра

Международная кооперация и экспорт

banner gig obuch

banner obrash

banner ekc

Baner zdor pit

banner issl covid

banner issl klesh

banner 100 rpn

banner zpp

banner fin

banner med knizhka

banner kons center

banner dezinfektsiya

banner vak

 

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения 

"Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае"
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Уткинская,36
Телефон/Факс: +7 (423) 240-21-85